• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Семеновой при посылке ей экземпляра трагедии "Леар"

    СЕМЕНОВОЙ

    ПРИ ПОСЫЛКЕ ЕЙ ЭКЗЕМПЛЯРА ТРАГЕДИИ «ЛЕАР»

    Прими, Корделия, Леара своего:
    Он твой, твои дары украсили его.
    Как арфа золотая,
    Под вдохновенною рукою оживая,
    Пленяет нас, разит гармонией своей,
    Равно душа твоя, страстями наполняясь,
    Так быстро в видах их и звуках изменяясь,
    Мертвит нас и живит огнем игры твоей!
    …………………………………………….
    Могущество даров и прелестей твоих
    Обезоружило и критиков моих:
    Когда волшебством ты искусства
    То раздирала нам, то умиляла чувства,
    Как слезы, вестники довольных душ, текли;
    Сатира бледная вдали
    В смущеньи на тебя в безмолвии взирала,
    Невольную слезу, закрывшись, отирала.


    Дается свыше дар, и всякий дар священ!
    Но их природа нам не втуне посылает:
    Природа дар дает, а труд усовершает;
    Цени его и уважай,
    Искусством, опытом, трудом обогащай,
    И шествуй гордо в путь, в прекрасный путь — за славой!
    Пусть зависть мрачная вслед за тобой ползет
    И дышит на талант бессильною отравой;
    Иль пусть с тобою в спор, бесстыдная, дерзнет;
    Ей с шумом пасть под собственным позором!
    Лишь ты спокойна будь; и гордо-ясным взором
    И светлого чела спокойствием одним
    Ты, как стрелами Аполлона,
    Пронзишь исчадие нелепого Тифона!
    Почтенным торжеством таким
    Убьешь все козни ты и ревность дерзновенных
    С тобой идти путем одним,
    Соперниц и врагов надменных.

    Но как прекрасно, как возвышенно сказать:
    «Врагов я не имею;
    Соперниц — я люблю или о них жалею;
    Хочу и в славе их участье принимать;
    Одни искусства нас связали:
    Хочу я разделить их радость и печали».

    Счастлив так мыслящий! Он мир в душе хранит,
    А зависть мрачная у ног его лежит.
    Так дубы на холмах, соединясь корнями,
    Спокойные растут, один другим крепясь;
    И, в ад стопами их упрясь,
    Касаются небес их гордыми главами;
    Колеблясь бурею дебелые их пни,
    Ни под перунами не падают они,
    Живут один другим, смеяся над громами;
    Но между тем, под их широкими тенями,
    Во прахе видят подлых змей,
    Где часто бой они со свистом начинают
    И черной кровию своей
    Их корни обагряют.

    Примечания

    — в «Драматическом вестнике», 1808, ч. II, № 39, стр. 103, с тем же заглавием, принятым нами и для данного издания. В несколько измененной редакции вошло в сборник «Стихотворения Н. Гнедича» 1832 года, стр. 179. В содержании заглавие — «Семеновой, бывшей актрисе трагической» (заглавие это вызвано соображениями личного характера — тем, что Семенова, ставшая графиней Гагариной, с 1826 года покинула сцену).

    В редакции «Драматического вестника»:

    Стихи г-же Семеновой,
    при послании ей экземпляра трагедии «Леар»
     

    Прийми, Корделия, Леара своего.
    Он твой; дары твои украсили его.

    Давно уж строга Мельпомена,
    Надменной, грубою игрою прогневленна,
    Сей благородныя не зрела простоты,
    Которую в игре берешь с природы ты.
    И оттого твой глас всех чувства умиляет
    И оттого твой взор до сердца проникает.
    Могущество даров и прелестей твоих
    Обезоружило всех критиков моих.
    Когда ты силой чувств в нас чувства потрясала,
    То умиленьем их, то страхом наполняла,
    Как слезы, вестники довольных душ, текли,
    Сатира бледная вдали
    В смущеньи на тебя в безмолвии взирала,
    Невольную слезу, закрывшись, отирала.


    А доброхота глас в совет тебе благой:
    Холодная душа не может быть высокой.
    Все страсти пламенны, рисуемы тобой,
    Не изражала бы ты с силою такой,

    Не наполнилося священным тем огнем,
    Что возжигается одной природой в нем.
    Не всем она сей дар так щедро уделяет!
    Цени его и уважай;

    Пусть робость, век ползя во мраке, исчезает;
    Высокая ж душа, презрев обычный путь
    И славою одной свою питая грудь,
    Тернистою стезей бессмертья достигает.

    Иди — и славой будь в трудах оживлена,
    Клерон и Лекуврер венчавшей имена.

    Прости, коль я тебя некстати поучаю;
    Люблю твои дары и душу почитаю.

    Семеновой (1786—1849), одной из крупнейших русских трагических актрис. Семенова дебютировала в 1802 году и некоторое время играла в комедиях и чувствительных драмах, а затем перешла на трагические роли, которыми и прославилась. Успеху ее содействовал Гнедич. По его свидетельству, он занимался с Семеновой с 1807 года «лет 18 постоянно и ревностно, ибо успехи блистательные вознаграждали». Среди театральных деятелей и зрителей было много таких, которые считали «методу» Гнедича губительной для Семеновой, якобы мешающей естественности ее игры. Именно эта тема является главной в ранней редакции послания. Кроме того, в этой редакции имеется и тема возможного для Семеновой соревнования с европейскими знаменитостями. Ранняя редакция связана лишь с первыми победами Семеновой, началом ее воцарения на трагической сцене. Вторая редакция обращена уже к победительнице, которой надлежит лишь быть снисходительной к тем, кто стремится с ней соперничать (речь идет о Валберховой, которую выдвигал на роли Семеновой Шаховской, и об ученице Катенина — Колосовой-Каратыгиной). Трагедия «Леар» — перевод-переделка трагедии Шекспира «Король Лир», сделанная Гнедичем не с оригинала, а с французского перевода (в свою очередь являющегося переделкой) драматурга Дюсиса. Гнедич, по свидетельству С. П. Жихарева, говорил: «Я перевожу, или, лучше, переделываю «Леара», собственно, для бенефиса Шушерина, по его просьбе». Действительно, «Леар» был представлен 29 ноября 1807 года, в бенефис актера Шушерина Якова Емельяновича (1749—1813), и Шушерин с успехом играл Леара (короля Лира). Перевод Гнедича вышел в свет в 1808 году («Леар», траг. в 5 д., в прозе, передел, из Шекспира. СПб., в тип. импер. театра). Гнедич послал, повидимому, одновременно экземпляры Семеновой и Шушерину. Последнему с надписью, представляющей начало данного стихотворения, с заменой имени Семеновой именем Шушерина: «Прийми, о Шушерин, Леара своего».

    Повидимому, Гнедич работал с Семеновой над ролью Корделии, рассчитывая на участие Семеновой в бенефисном спектакле Шушерина. Но роль Корделии была отдана актрисе Map. Ив. Валберховой (1788—1867), которая и выступала в ней без особого успеха. Судя по репертуарной летописи, в конце января 1808 года трагедия шла в последний раз (пьеса имела много неблагоприятных отзывов. Переводчика порицали за искажение образа короля Лира, переделки, связанные с ролью Эдгарда, и др.). 8 января 1817 года трагедия была вновь поставлена, и роль Корделии отдана Семеновой.

    Но как прекрасно, как возвышенно сказать — актрисой Колосовой Ал. Мих. (1802—1880). Судя по тому, что в стихотворении 1826 года «Троица на масленой неделе» отмечается как «чудо» приезд Семеновой к Гнедичу вместе с Колосовой, отношения установились лишь в 1826 году, когда Колосова уже окончательно определилась в качестве комедийной, а не трагедийной актрисы, а Семенова собиралась покинуть сцену (что и осуществила в конце 1826 года).

    Раздел сайта: