• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Сетование Фетиды на гробе Ахиллеса

    СЕТОВАНИЕ ФЕТИДЫ

    НА ГРОБЕ АХИЛЛЕСА

    Увы мне, богине, рожденной к бедам!
    И матери в грусти, навек безотрадной!
    Зачем не осталась, не внемля сестрам,
    Счастливою девой в пучине я хладной?
    Зачем меня избрал супругой герой?
    Зачем не судила Пелею судьбина
    Связать свою долю со смертной женой?..

    Увы, я родила единого сына!
    При мне возрастал он, любимец богов,
    Как пышное древо, долин украшенье,
    Очей моих радость, души наслажденье,
    Надежда ахеян, гроза их врагов!
    И сына такого, Геллады героя,
    Создателя славы ахейских мужей,
    Увы, не узрела притекшего с боя,
    К груди не прижала отрады моей!
    Младой и прекрасный троян победитель
    Презренным убийцею в Трое сражен!
    Делами — богов изумивший воитель,
    Как смертный ничтожный, землей поглощен!

    Зевес, где обет твой? Ты клялся главою,

    Но рать еще зрела пылавшую Трою,
    И Трои рушитель был ратью забыт!
    Из гроба был должен подняться он мертвый,
    Чтоб чести для праха у греков просить;
    Но чтоб их принудить почтить его жертвой,
    Был должен, Зевес, ты природу смутить;
    И сам, ужасая ахеян народы,
    Сном мертвым сковал ты им быстрые воды.1

    Отчизне пожертвовав жизнью младой,
    Что добыл у греков их первый герой?
    При жизни обиды, по смерти забвенье!
    Что ж божие слово? одно ли прельщенье?
    Не раз прорекал ты, бессмертных отец:
    «Героев бессмертьем певцы облекают».
    Но два уже века свой круг совершают,
    И где предреченный Ахиллу певец?
    Увы, о Кронид, прельщены мы тобою!
    Мой сын злополучный, мой милый Ахилл,
    Своей за отчизну сложённой главою
    Лишь гроб себе темный в пустыне купил!
    Но если обеты и Зевс нарушает,
    Кому тогда верить, в кого уповать?
    И если Ахилл, как Ферсит, погибает,

    Ничтожно геройство, труды и деянья,

    Когда ни от смертных им нет воздаянья,
    Ниже от святых, правосудных богов.

    Так, сын мой, оставлен, забвен ты богами!
    И памяти ждать ли от хладных людей?

    Забудется скоро, сровнявшись с землей!
    И ты, моей грусти свидетель унылой,
    О ульм, при гробнице взлелеянный мной,
    Иссохнешь и ты над сыновней могилой;

    О, сжалься хоть ты, о земля, надо мною!
    И если не можешь мне жизни прервать,
    Сырая земля, расступись под живою,
    И к сыну в могилу прийми ты и мать!

    Датировано автором 1815 годом. Впервые — в сборнике «Стихотворения Н. Гнедича» 1832 года, стр. 141. Стихотворение написано в период, когда Гнедич впервые начал заниматься так называемым гомеровским вопросом, стремясь параллельно с переводом «Илиады» подготовить комментарий (см. стр. 780 и 830). Данное произведение построено на мифе о том, что богиня морских пучин Фетида (родившая Ахиллеса от смертного, Пелея) стремилась сделать сына бессмертным, но Зевс предрек ему судьбу героя, который погибнет ранней смертью. Весьма вероятно, что стихотворение «Сетование Фетиды», тема которого повторена в поэме «Рождение Гомера», являлось первоначальным вариантом части этой поэмы, осуществленной затем в другом, более сжатом варианте и в другом стихотворном размере.

    Презренным убийцею в Трое сражен — Ахиллес был убит Парисом, виновником Троянской войны, похитителем ахеянки Елены (античн. миф.).

    Лишь гроб себе темный в пустыне купил — гроб Ахиллеса находился на пустынном берегу Геллеспонта (античн. миф.).

    Ферсит — презренный всеми, злобствующий горбун, пытающийся оклеветать ахейских героев, предпринявших поход на Трою («Илиада», II, 212—242). Гомер изобразил его демократом, человеком без роду и племени, тогда как, согласно древнему мифу, Терсит принадлежал к царскому роду, тому же, к которому принадлежал и аргосский царь Диомед.

    1 Безветрие, долго удерживавшее греков от отплытия в домы, истолковано было Калхасом-жрецом как посланное Зевесом, гневным на греков, медливших воздать Ахиллесу честь закланием на гробе его Поликсены, честь, которой он, являлся из гроба грозною тенью, себе требовал.

    Раздел сайта: