• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Троица на масленой неделе

    ТРОИЦА НА МАСЛЕНОЙ НЕДЕЛЕ 1

    На масленой неделе
    В смиренный угол мой влетели
    Три красоты,
    Прелестные, как сестры Феба!
    И чем-то неземным дышали их черты;
    Над головами их играло пламя неба.
    Одна — душой лица, могуществом очей
    Не говоря, для сердца говорила

    Другая — лишь вступила,
    И я узнал тебя, владычица сердец,
    Тебя, прекрасная царица русской сцены!
    А третья дочерью казалась Мельпомены,

    Веселый ум сверкал из быстрых взоров,
    В устах дышала жизнь и прелесть разговоров.
    Они явилися втроем, рука с рукой,
    Рука с рукой и улетели.

    Я видел Троицу на масленой неделе,

    Цариц по дарованью!
    Да сохранится святость ваших уз

    Пусть лопнет завистью раздутый человек
    Скорей, чем разорвет вам узы золотые;
    И будете вы троицей в России
    И поклоняемой и славимой вовек!

    Датировано автором 1826 годом. Впервые — в сборнике «Стихотворения Н. Гнедича» 1832 года, стр. 221—222, с заглавием «Чудо на масленой неделе» и с иной редакцией стихов 20-го и 27-го в соответствии с заглавием. На авторском экземпляре сборника, хранящемся в Рукописном отд. Гос. Публ. библ. им. Салтыкова-Щедрина (F XIV, № 2), рукой Гнедича к заглавию сделано примечание: «Заглавие пиесы было Троица на масленой неделе. Цензура не позволила — вследствие этого должно было изменить и заглавие и некоторые стихи; но шутки с заглавием печатным не существует». Как сказано в авторском примечании, стихотворение связано с приездом к Гнедичу на масленой неделе, т. е. между 31 января и 6 февраля 1826 года, трех актрис: Семеновой (см. стих. «Семеновой при посылке ей экземпляра трагедии «Леар»), Колосовой Евгении Ив. (1782—1869), знаменитой балерины-мимистки, и ее дочери Ал. Мих. Колосовой (1802—1880), актрисы, соперничавшей с Семейовой, но с 1825 года окончательно утвердившейся в ролях так называемой высокой комедии. Повидимому, именно то, что Колосова больше не претендовала на трагические роли, и было причиной примирения и даже дружбы между соперницами.

    Одна — душой лица, могуществом очей — речь идет о Семеновой.

    Другая — лишь вступила — Колосова Евгения Ив.

    Мельпомена — муза трагедии,

    — муза комедии. Здесь намек на то, что истинный талант Колосовой не в трагических, а в комедийных ролях. По этому поводу еще в начале марта 1824 года Гнедич писал М. Загоскину: «Если хочешь видеть, чего мы на русской сцене не видели, если хочешь иметь идею о хорошей, настоящей, такой, как в Европе водятся, актрисе комической,— приезжай посмотреть Александру Колосову». (Здесь, повидимому, Гнедич имел в виду роль Прелестиной (Селимены) в «Мизантропе» Мольера, в которой Колосова дебютировала в конце 1823 года и, по общему мнению, превзошла знаменитую французскую актрису Марс.)

    Пусть лопнет завистью раздутый человек — речь идет о Катенине Павле Александровиче (1792—1853). Характеристика Гнедича не оригинальна: сравнить, например, отзыв Пушкина об «авторской спеси», «литературных сплетнях и интригах» Катенина. В стихотворении говорится о «зависти» Катенина к славе Семеновой и о его враждебном отношении к занятиям с нею Гнедича. Катенин занимался с Колосовой, считая и свой метод и талант Колосовой выше. В своем раздражении он поддерживал в матери и дочери Колосовых неприязнь к Семеновой.

    1 с обеими Колосовыми: союз дарований, по тогдашним их отношениям неожиданный.

    Раздел сайта: