• Приглашаем посетить наш сайт
    Шмелев (shmelev.lit-info.ru)
  • Кавказская быль

    КАВКАЗСКАЯ БЫЛЬ

    Кавказ освещается полной луной;
    Аул и станица на горном покате
    Соседние спят; лишь казак молодой,
    Без сна, одинокий, сидит в своей хате.

    Напрасно, казак, ты задумчив сидишь,
    И сердца биеньем минуты считаешь;
    Напрасно в окно на ручей ты глядишь,
    Где тайного с милой свидания чаешь.

    Желанный свидания час наступил,
    Но нет у ручья кабардинки прекрасной,
    Где счастлив он первым свиданием был
    И первой любовию девы, им страстной;

    Где, страстию к деве он сам ослеплен,
    Дал клятву от веры своей отступиться,
    И скоро принять Магометов закон,
    И скоро на Фати прекрасной жениться.

    Глядит на ручей он, сидя под окном,
    И видит он вдруг, близ окна, перед хатой,
    Угрюмый и бледный, покрыт башлыком,
    Стоит кабардинец под буркой косматой.


    Давнишний кунак казаку обреченный;
    Он тайну любви их преступной открыл
    Беда кабардинке, яуром прельщенной!

    «Сестры моей ждешь ты? — он молвит.— Сестра
    К ручью за водой не пойдет уже, чаю;
    Но клятву жениться ты дал ей: пора!
    Исполни ее... Ты молчишь? Понимаю.

    Пойми ж и меня ты. Три дня тебя ждать
    В ауле мы станем; а если забудешь,
    Казак, свою клятву,— пришел я сказать,
    Что Фати в день третий сама к нему будет».

    Сказал он и скрылся. Казак молодой
    Любовью и совестью три дни крушится.
    И как изменить ему вере святой?
    И как ему Фати прекрасной лишиться?

    И вот на исходе уж третьего дня,
    Когда он, размучен тоскою глубокой,
    Уж в полночь, жестокий свой жребий кляня,
    Страдалец упал на свой одр одинокий,—

    Стучатся; он встал, отпирает он дверь;
    Вошел кабардинец с мешком за плечами;

    И глухо бормочет, сверкая очами:

    «Сестра моя здесь, для услуг кунака»,—
    Сказал он и стал сопротиву кровати,
    Мешок развязал, и к ногам казака
    Вдруг выкатил мертвую голову Фати.

    «Для девы без чести нет жизни у нас;
    Ты — чести и жизни ее похититель —
    Целуйся ж теперь с ней хоть каждый ты час!
    Прощай! я — кунак твой, а бог — тебе мститель!»

    На голову девы безмолвно взирал
    Казак одичалыми страшно очами;
    Безмолвно пред ней на колени упал,
    И с мертвой — живой сочетался устами...

    Сребрятся вершины Кавказа всего;
    Был день; к перекличке, пред дом кошевого,
    Сошлись все казаки, и нет одного —
    И нет одного казака молодого!

    Примечания

    Дата неизвестна. Опубликовано в альманахе «Новоселье». СПб., 1833, стр. 187 (цензурное разрешение 1 февраля 1833 года). На этом основании в Сочинениях Н. И. Гнедича, 1884, т. I, датировано 1833 годом. Гнедич умер 3 февраля 1833 года и последние недели перед смертью был в полубессознательном состоянии. Отсутствие «Кавказской были» в сборнике 1832 года не определяет позднейшей даты создания этого стихотворения. Гнедич мог обработать для альманаха и старый черновик. Как известно, «Домик в Коломне» Пушкина, напечатанный в том же альманахе, был написан в 1830 году. Стихотворение Гнедича могло быть написано еще под непосредственным впечатлением от посещения Кавказа в 1825 году. Летом 1825 года Гнедич по настоянию врачей отправился на Кавказские минеральные воды. Стихотворение является единственным произведением, связанным с Кавказом (именно с Северным Кавказом, где и побывал Гнедич).

    19 февраля 1832 года «почти все известные литераторы были в гостях на новоселии у Смирдина по случаю переезда его книжного магазина на Невский проспект. Смирдин пишет в предисловии к упомянутому альманаху: «Гости-литераторы из особенной благосклонности ко мне вызвались, по предложению Василия Андреевича Жуковского, подарить меня на новоселье каждый своим произведением, и вот дары, коих часть издаю ныне».

    С этой темой связаны поэмы Лермонтова (конца 20-х годов): «Каллы», «Аул Бастунджи». Пушкин в «Путешествии в Арзрум» писал о черкесах: «Кинжал и шашка суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать. У них убийство — простое телодвиженье».

    — Среди черкесских племен, к которым принадлежат и кабардинцы, был распространен обычай куначества, или побратимства, т. е. обязательства жить между собой как братья, оказывая взаимную помощь и всем делясь друг с другом.

    Беда кабардинке, яуром прельщенной — т. е. обольщенной христианином (магометане гяурами именовали христиан).